dynazz (dynazz) wrote,
dynazz
dynazz

Побывали мы вчера в селе Дединово, что недалеко от Коломны. Помимо замечательных церквей, обнаружили и военно-морской кадетский корпус. Это посреди-то среднерусских равнин? Дальнейшее исследование местности привело нас к памятному знаку у места закладки военного парусника "Орел"

"Орел" был построен на Оке в селе Дединове в 1668 году под руководством боярина А.Л.Ордин-Нащокина. Заложен 14 ноября 1667 года, а спущен на воду 25 мая 1668 года. Длина корабля около 24,4, ширина - 5,4, углубление - 1,75 м. Имел три мачты и бушприт. Вооружение состояло из 22 пушек 2-5 фунтового калибра. "Орел" предназначался для охраны торговых кораблей на Каспийском море.
В мае 1667 года, 19-го числа, царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «Для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать в приказе Новгородской чети боярину Ордину-Нащокину, да думным дьякам Дохтурову, Голосову и Юрьеву...»

В последующие годы верфь в Дединове продолжала действовать. Здесь строили известные барки - коломенки длиной 15 - 20 саженей, а шириной 2 - 4 сажени (сажень - русская мера длины, равная 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тысяч пудов груза... Но остановимся поподробнее на паруснике «Орёл».

В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». По длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Кроме «Орла», тогда же были построены и малые военные суда. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

«Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. «Орел» тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи». Интересно, что биографии Ордина-Нащокина не упоминают этого факта из жизни знаменитого дипломата.

К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Это произошло летом 1669 г., после того как «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Он не был сожжен в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришел в ветхость. Но, тем не менее, он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.

В Дединове построили между прочим и ботик Петра Первого.

Использованы материалы сайта flot.ru
Tags: Жизнь как она есть, Культура и культурка, Линвистика, Музей, Типы русских дорог и обочин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments